Господдержка и субсидии
Согласно утвержденному Решению о порядке предоставления субсидии № 25-60987-01963-Р от "4" февраля 2025 г. Минпромторг будет возмещать инвесторам 20% затрат на приобретение и внедрение роботов российским организациям обрабатывающей промышленности в целях повышения уровня роботизации производств в России.
Программа субсидирования рассчитана до 2029 года включительно и охватывает в том числе и роботов от зарубежных производителей. Конкурсный отбор на субсидирование планируется начать в конце апреля 2025 года. Соответствующее объявление разместят на сайте Государственной информационной системы промышленности https://gisp.gov.ru.
По мнению Минпромторга, кешбэк является эффективной мерой стимулирования ускоренной роботизации предприятий. Внедрение роботов требует больших первоначальных вложений на закупку оборудования, обучение персонала и интеграцию. Субсидия же позволит компенсировать часть затрат. Такой кешбэк смогут получить отечественные компании обрабатывающей промышленности. Они не должны являться иноагентами и проходить процедуру банкротства. При этом доля иностранного капитала в них должна быть меньше 25%. Предприятию нужно будет отчитаться о внедрении роботов, чтобы получить субсидию.
Если компания не представит отчет о работе по внедрению роботов после получения поддержки, это расценят как нарушение. Тогда компания должна будет платить штраф в размере 1/360 от ключевой ставки Банка России за каждый день просрочки предоставления отчетов. А если роботы не будут внедрены, кешбэк должен быть возвращен в бюджет.
Требования к получателю субсидии
- не проходит процедуру ликвидации, в отношении участника отбора не введена процедура банкротства;
- деятельность не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством РФ;
- отсутствуют неисполненные обязательства по заключенным ранее соглашениям с главным распорядителем бюджетных средств на аналогичные цели;
- не является российским юридическим лицом, в уставном капитале которого доля прямого или косвенного участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, используемых для промежуточного владения активами в РФ, в совокупности превышает 25%;
- не является иностранным юридическим лицом, в том числе местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, используемых для промежуточного владения активами в РФ;
- не получает средства из федерального бюджета, из которого планируется предоставление субсидии, на основании иных нормативных правовых актов РФ, решений о порядке предоставления субсидии на цели, установленные решением о порядке предоставления субсидии, в целях определения получателей которой проводится отбор получателей субсидий;
- не является иностранным агентом в соответствии с Федеральным законом "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием";
- отсутствует просроченная задолженность по возврату иных субсидий, бюджетных инвестиций в бюджет бюджетной системы РФ, из которого планируется предоставление субсидии;
- отсутствует иная просроченная задолженность по денежным обязательствам перед РФ;
- не находится в перечне организаций и физических лиц, связанных с распространением оружия массового уничтожения, составляемом в рамках реализации полномочий, предусмотренных главой VII Устава ООН, Советом Безопасности ООН или органами, специально созданными решениями Совета Безопасности ООН;
- не находится в перечне организаций и физических лиц, связанных с террористическими организациями и террористами, составляемом в рамках реализации полномочий, предусмотренных главой VII Устава ООН, Советом Безопасности ООН или органами, специально созданными решениями Совета Безопасности ООН;
- не находится в перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму;
- не находится в процессе реорганизации;
- в реестре дисквалифицированных лиц отсутствуют сведения о дисквалифицированном руководителе, членах коллегиального исполнительного органа, главном бухгалтере, лице, исполняющем обязанности единоличного исполнительного органа участника отбора, являющегося юридическим лицом;
- должен являться организацией обрабатывающей промышленности, осуществляющей свою экономическую деятельность на территории РФ в соответствии с кодами ОКВЭД 2 раздела "С" Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2).
Требования к промышленной робототехнике
Промышленная робототехника должна классифицироваться одним и (или) несколькими следующими кодами ОКПД 2:
- 28.99.39.200 (промышленные роботы и робототехнические устройства);
- 28.99.39.210 (промышленные роботы);
- 28.99.39.213 (промышленные транспортные роботы);
- 28.99.39.220 (промышленные робототехнические комплексы);
- 28.99.39.230 (промышленные робототехнические ячейки);
- 28.99.39.240 (промышленные роботизированные линии);
- 28.99.39.290 (промышленные роботы и робототехнические устройства прочие, не включенные в другие группировки).
Дополнительные требования к промышленной робототехнике
- договор о внедрении заключен не ранее 1 января года, предшествующего финансовому году предоставления субсидии;
- в договоре о внедрении определены расходы на приобретение промышленной робототехники и (или) оказание услуг на внедрение промышленной робототехники;
- внедрение промышленной робототехники должно быть осуществлено на производственной площадке получателя субсидии, расположенной на территории РФ;
- внедрение промышленной робототехники должно быть осуществлено не ранее 1 января финансового года предоставления субсидии и подтверждено товарной накладной по форме ТОРГ-12 или универсальным передаточным документом и актом ввода в эксплуатацию промышленной робототехники;
- на промышленную робототехнику, внедряемую в производство получателя субсидии в соответствии с договором о внедрении, не предоставляются или не предоставлялись иные меры государственной поддержки;
- получатель субсидии и интегратор не являются аффилированными лицами;
- договор о внедрении не заключен в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".